Название образовательного учреждения: МОУ «Образовательный комплекс №3» Центр образования «Ильинская основная школа».
Название музея: школьный музей «Ильинская сторонка»
Руководитель образовательного учреждения: директор МОУ «Образовательный комплекс №3» – Ежикова Марина Станиславовна,
Руководитель ЦО «Ильинская ОШ» - Пасхина Ольга Александровна,
Руководитель музея: Кабанова Марина Витальевна, учитель истории.
Музей находится в кабинете истории. Площадь кабинета-30,2 кв.м. Экспонаты и экспозиции располагаются на стендах, стеллажах, в шкафах.
Экспозиции (ее разделы):
- «Как хлеб на стол пришёл»;
- «Как рубашка в поле выросла»;
- «Из бабушкина сундука»;
- «Денежный счёт на Руси»;
- «В гостях у самовара»;
- «Валдайская легенда»;
- «Из истории школы»;
- «Вот моя деревня, вот мой дом родной» (история совхоза «Лесные поляны»);
- «Моё село родное» (история села);
- «Ветераны Великой Отечественной Войны» (Бессмертный полк).
Документация музея:
- Тетрадь учёта экспонатов;
- Свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» №17567 от 08 апреля 2015 года пр. №3;
- Информационная справка;
- План работы музея на 2025-2026 учебный год.
Реализация различных форм музейной работы:
Планирование и осуществление краеведческой работы строится в соответствии с Программой воспитания центра образования «Ильинская ОШ». Запланированная деятельность несёт в себе не только экскурсии по музею, но и широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной деятельности. Работа ведётся по следующим видам деятельности: собирательской, экскурсионно-массовой, исследовательской, общественно-полезной.
Собирательская деятельность музея в школе является важной частью музейной работы и включает в себя систематический процесс пополнения фондов музейных коллекций. Все экспонаты учтены, хранятся в хорошем виде, соответствующем профилю музея. Основная работа была направлена на поиск информации для оформления стендов, проведения экскурсий, создания проектов.
В нашем музее реализуется комплексное комплектование и объединяет задачи систематического и тематического комплектования.
Реализация основных способов комплектования обеспечивается разнообразными формами:
- индивидуальными маршрутами (нередко они проводятся совместно с другими музеями или образовательными учреждениями, например, проект «Память, одетая в камень»);
- акции по сбору экспонатов среди учащихся, педагогов и родителей.
Далее систематически проводятся оформление и учет собранных материалов:
- регистрация объектов, оформление музейных карточек и документов;
- интеграция новых экспонатов в существующие фонды с учетом требований охраны и хранения.
В музее внедряются новые формы сбора (например, сетевой интернет-проект «Память, одетая в камень», где мы заняли второе место; тематическая акция «Бессмертный полк»), посредством которых повышается интерес учащихся и педагогов к музейной деятельности через коллективно-творческое дело. Деятельность по собиранию музейного фонда способствует развитию у школьников интереса к истории, культуре и научной деятельности, а также формирует уважение к сохранению наследия.
Экскурсионно-массовая работа:
Основной и вспомогательный фонды музея используются учителями школы при проведении различных мероприятий с детьми. Просветительская деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм работы со школьниками: тематические уроки, классные часы, экскурсии, краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады и др. Так в этом году к нам в школу приезжали обучающиеся ГОУ ЯО «Ярославская школа-интернат №7».
Члены актива школьного музея принимают участие в мероприятиях военно-патриотической направленности, с результатами своей деятельности выступают на школьных конференциях, классных часах.
Исследовательская и проектная деятельность:
Исследовательская и проектная работа осуществляется во внеурочное время в течение всего учебного года на базе школьного музея «Ильинская сторонка», при котором действуют объединения «Юный экскурсовод», «Юный музеевед».
Одно из направлений работы музея носит военно-патриотическую направленность, оно способствует приобщению подростков к истории Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войнам, знакомит с ветеранами, героями войн и локальных конфликтов, тружениками тыла; формирует осознание своей сопричастности с историей страны, подвигами народа; необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям, пожертвовавшим своей жизнью ради будущих поколений.
Школьный музей располагает огромным образовательным потенциалом, так как хранит и экспонирует подлинные исторические документы. Работа музея направлена на достижение цели по содействию развития познавательной компетенции обучающихся, навыков исследовательской работы, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к региональной истории. Это позволяет включить музей в целостный образовательный и воспитательный процесс МОБУ «Ильинская ОШ".
Исследовательская и проектная деятельность позволяет обучающимся развивать свои способности либо в одном из направлений, либо в каждом. Учащиеся принимают участие в муниципальных и региональных конкурсах, таких как: Всероссийский конкурс сочинений «Помним! Гордимся!», «Вечный огонь нашей памяти», сетевой интернет-проект «Память, одетая в камень», патриотические акции «Бессмертный полк», «Наши семейные книги памяти».
Названия исследовательских проектов в период 2020-2025 г:
«Мой край родной»; «Великая Отечественная война на страницах сочинений учеников школы «80-летию посвящается…»; в рамках районного экологического фестиваля «Встань на сторону природы» выполнен исследовательский проект «Чистое село".
Продукты поисковой и исследовательской деятельности имеют практическую значимость, так как используются для создания новых экспозиций, а также применяются на уроках истории в рамках «краеведческих пятиминуток». Особенно они становятся актуальными при подготовке к Всероссийским проверочным работам по истории, которые содержат задания краеведческого характера.
В целом накоплен положительный опыт применения проектно-исследовательской деятельности при изучении региональной истории. Подготовленные проекты успешно представлены на научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня: школьном, муниципальном, областном. Например, 26 марта 2025 года в ЯГПУ имени К. Д. Ушинского состоялась международная научно-практическая конференция по вопросам развития сельских школ. Тема конференции: «Образовательное пространство сельских территорий: тенденции и новые вызовы». Организаторами конференции выступили Министерство образования Ярославской области, ЯГПУ имени К.Д.Ушинского, Институт развития образования Ярославской области. Нашу школу на конференции представляли учитель истории Кабанова М.В. и ученица 8 класса Гайдаш Дарья. Они рассказали о работе над проектом, посвященном памятнику Воину-освободителю в с.Ильинское-Урусово.
Общественно-полезная работа:
1.Социальная помощь ветеранам – поздравления с праздниками, приглашение на встречи в школу.
2.Учащиеся шефствует над мемориальной доской героя СВО Меркулова Вячеслава Сергеевича, размещенной на здании школы.
3. Уборка и благоустройство закрепленного за школой памятника Воину-освободителю в с.Ильинское -Урусово.
4. Поисковая работа школьного музея для пополнения серии портретов «Бессмертный полк».
5. Создание праздничного (юбилейного) буклета «Помним подвиг!»
https://drive.google.com/file/d/19vJAiV7ZaIvjttmPsYOY9xh8fumha54o/view?usp=sharing.
6. Создание фотоальбома "Во все времена" https://cloud.mail.ru/public/b5a3/GngqMtMcG.
7.Создание видеоролика об открытии памятника Воину-освободителю в с.Ильинское-Урусово https://sites.google.com/view/setevoy-proektpamyat/%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D1%83-%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%8
Представления опыта работы музея в сетевом интернет-проекте на международной научно-практическая конференции по вопросам развития сельских школ в ЯГПУ имени К.Д.Ушинского. Тема конференции: «Образовательное пространство сельских территорий: тенденции и новые вызовы».
Фонды музея: материальные экспонаты, фотоматериалы, исторические справки и сборники сведений о различных аспектах истории села.
Фотогалерея школьного музея